История


Северо-Западное следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации образовано 07 сентября 2007 года приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации № 20ш. Утверждено положение о Северо-Западном следственном управлении на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Но история следственных органов на транспорте началась гораздо раньше и неразрывно связана с деятельностью органов прокуратуры Российской Федерации, как специализированных (транспортных), так и территориальных.

2 января 1722 года указом Петра I при Сенате впервые учрежден пост генерал-прокурора. "Быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору...". Задачи прокурора он выразил в следующем: "Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных". Генерал-прокурору предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената, а впоследствии и всех иных государственных органов. При обнаружении нарушения закона он был обязан предложить исправить ошибку, а в случаях неподчинения генерал-прокурор имел право "протестовать и оное дело остановить".

Расследование всех видов преступлений до 1860 года в России осуществлялось городской и земской полицией. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами.

Указом императора Александра II от 8 июня 1860 года учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

Контроль следственных действий, выполняемых следователями, возлагался на суды. Только они могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения.

Большинство следователей не имели юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 400 дел. Обслуживаемые участки достигали 16 000 квадратных верст.

В 1864 году в России принят Устав уголовного судопроизводства. В нем заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства. По Уставу следователи назначались императором по представлению министра юстиции. На должность судебного следователя могли претендовать лица, имеющие высшее юридическое образование и прослужившие по судебной части не менее трех лет. Присяжные поверенные (адвокаты) назначались на должность судебного следователя при стаже работы не менее 10 лет и наличии свидетельства судов, при которых они состояли, о добросовестном исполнении своих обязанностей.

В 1870 году учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам, а 1875 году –следователей по особо важным делам окружных судов. Следователь был обязан с полным беспристрастием выяснять обстоятельства как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его, собственной властью принимать все меры, необходимые для производства следствия, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания. Следователь мог поручить полиции производство дознания и собирание иной информации.

После Октября 1917 года прежняя судебная система была практически полностью разрушена. Органами следствия стали специальные комиссии при городских и районных советах Петрограда, Москвы и других местностей. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. Законодательной регламентации их деятельности не существовало.

Согласно Декретам о суде (№2 от 7 марта 1918г. и №3 от 20 июля 1918г.) в России образованы следственные комиссии окружных судов, которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, изнасиловании, бандитизме, разбоях, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Инструкцией «Об организации рабоче-крестьянской милиции», принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в аппаратах уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.

Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1924 году, возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоявших при ревтрибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам Наркомата юстиции. Должности следователей в уголовном розыске упразднены.

В сентябре 1928 года следователи изъяты из ведения судов и подчинены прокурорам. При этом прокуратура находилась в структуре Наркомата юстиции, а решения прокуроров о назначении и увольнении народных следователей утверждались губернскими исполкомами.

17 декабря 1933 года ЦИК СССР утверждено Положение о Прокуратуре СССР, которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам. В то же время нижестоящие органы прокуратуры и состоявшие при них следователи продолжали находиться в системе Наркомюста.

10 июля 1934 года образован Наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.

В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений (согласно УПК РСФСР 1927 года) производилось дознание. Следственный аппарат оставался в органах прокуратуры.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые 25 декабря 1958 года, и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года наделяли правом производства предварительного следствия только следователей органов прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции вновь ликвидирован. В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Органы милиции могли теперь выполнять лишь отдельные поручения следователя и не имели права вести следствие в полном объеме, а проводили только дознание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия предоставлено органам охраны общественного порядка. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования.

Следственный аппарат в органах прокуратуры сохранился, и в его компетенцию входили уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, а также по уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Федеральным законом от 05.06.07 г. №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в системе органов прокуратуры образована новая структура – Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.

1 августа 2007 года Президентом Российской Федерации подписан Указ №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», регламентирующий порядок создания и функционирования этого нового следственного органа.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации сформирован и начал свою деятельность с 7 сентября 2007 г. С этого времени начинает свою историю следственный орган государства, в обязанности которого входит осуществление предварительного расследования по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях, имеющих повышенную общественную значимость, преступлениях коррупционной направленности.

Одним из органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации являлось Северо-Западное следственное управление на транспорте.

15.01.2011 года, в связи с созданием Следственного комитета Российской Федерации, приказом Председателя Следственного комитета А.И.Бастрыкина создано Северо-Западное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.

Компетенция следственного управления распространяется на следующую территорию:

· на 11 субъектов Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Санкт-Петербург, республики Карелия, Коми, Архангельскую, Ленинградскую, Мурманскую, Вологодскую, Калининградскую, Новгородскую и Псковскую области, Ненецкий автономный округ);

· на 3 субъекта Центрального федерального округа (Ивановскую, Костромскую и Ярославскую области);

· на Ямало-Ненецкий автономный округ, Владимирскую и Кировскую области - в пределах небольших участков Северной железной дороги;

· а также на внутренние морские воды и территориальное море, омывающие берега этих административных образований (Балтийское, Белое, Баренцево, Северное и Карское моря).

В сфере транспорта на этой территории осуществляют свою деятельность, в частности, такие крупные хозяйствующие субъекты, как Октябрьская и Северная железные дороги, ряд крупнейших портов России, в том числе морской порт Санкт-Петербург, порты Высоцк, Выборг, Приморск, Усть-Луга, Калининградский, Мурманский и Архангельский морские торговые порты, авиапредприятия ФГУП ГТК «Россия», ОАО «Аэропорт Пулково», судоходные компании ОАО «Беломорско-Онежское пароходство», ОАО «Северное морское пароходство», ОАО «Мурманское морское пароходство» и ОАО «Судоходная компания «Печорское речное пароходство» и другие.

В этой же сфере работают государственные органы исполнительной власти, среди которых находятся Северо-Западное, Северное и Западное управления внутренних дел на транспорте, Северо-Западное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта, Северо-Западное окружное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Северо-Западное управление государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и другие.

В таможенной сфере на территории, в пределах которой действует компетенция следственного управления, осуществляют свою деятельность таможни, входящие в состав Северо-Западного таможенного управления (Архангельская, Балтийская, Великолукская, Вологодская, Выборгская, Калининградская, Кингисеппская, Костомукшская, Мурманская, Новгородская, Петрозаводская, Псковская, Пулковская, Санкт-Петербургская, Себежская, Сортавальская, Сыктывкарская), 3 таможни, входящие в состав Центрального таможенного управления (Ивановская, Костромская и Ярославская), а также Северо-Западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни.

С образованием следственного управления на транспорте в его ведение перешла вся следственная работа, ранее выполнявшаяся транспортными прокуратурами. Надзор за законностью следственной работы следственного управления осуществляют прокуроры Северо-Западной транспортной прокуратуры (переход на её официальный сайт находится на главной странице в разделе "Дружественные сайты").