Информация для граждан


Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.

В соответствии с положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращения рассматриваются теми органами, которые правомочны их разрешать. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Согласно статье 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (УПК РФ) порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п.56 части 1 статьи 5 УПК РФ уголовное судопроизводство подразделяется на досудебное и судебное производство по уголовному делу.

Органы Следственного комитета осуществляют полномочия в сфере досудебного производства по уголовному делу, то есть с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения по существу.

В сферу досудебного уголовного процесса вовлечены не только органы Следственного комитета, но и иные органы исполнительной власти, наделенные функциями предварительного расследования (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, службы судебных приставов, таможенной службы, государственного пожарного надзора).

Одной из основных задач, стоящих перед Следственным комитетом в соответствии с ФЗ «О Следственном комитете РФ» является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В связи с этим УПК РФ разграничивает полномочия Следственного комитета РФ и других правоохранительных органов в уголовном судопроизводстве.

Полный перечень преступлений, предварительное расследование которых осуществляют следователи Следственного комитета РФ, содержится в статье 151 УПК РФ.

Одним из приоритетных направлений является расследование уголовных дел обо всех тяжких и особо тяжких преступлениях, если они совершены несовершеннолетними или в отношении детей.

Отдельно закон относит к подследственности следователей Следственного комитета преступления, совершенные лицами так называемого особого правового статуса. К их числу относятся депутаты различных звеньев представительной власти, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, члены избирательных комиссий и некоторые высокопоставленные должностные лица федерального уровня.

К подследственности следователей Следственного комитета отнесено также расследование террористических актов и участия в деятельности террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, отдельные преступления против мира и безопасности человечества (в частности, применение запрещенных международным договором Российской Федерации средств и методов ведения войны).

 

Обращаем внимание! Решение вопросов законности и обоснованности действий и решений сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации не входят в компетенцию органов СК России.

Заявления, в которых выражается несогласие с произведенными процессуальными действиями или принятыми процессуальными решениями должностных лиц указанных органов, не могут быть разрешены по существу должностными лицами органов Следственного комитета Российской Федерации и подлежат направлению в компетентные органы.

При несогласии с действиями и решениями сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации граждане вправе обжаловать их вышестоящему руководителю должностного лица государственного органа, с действиями и решениями которого они не согласны, или обратиться в суд.

В случаях несогласия с приговором суда, вступившим в законную силу, следует руководствоваться разделом 15 УПК РФ, регламентирующим порядок и основания обжалования судебного решения. Рассмотрение жалоб указанной категории также не входит в компетенцию следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.