25.07.2023 15:23
    Поделиться

    СК: В большинстве происшествий на воде в Петербурге виноваты сами пострадавшие

    ЧП на транспорте всегда вызывают большой общественный резонанс и расследуются особенно тщательно. В том числе потому, что задача правоохранительных органов - не только установить виновных, но и предупредить развитие подобных ситуаций на будущее. Как это делается, в преддверии Дня работника следственных органов, который в нашей стране отмечается 25 июля, в петербургской редакции "РГ" рассказал руководитель Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Павел Выменец.
    Павел Выменец: Транспортными проблемами и происшествиями нужно заниматься углубленно
    Павел Выменец: Транспортными проблемами и происшествиями нужно заниматься углубленно / Святослав Акимов

    Павел Сергеевич, прошло два года с реорганизации вашего ведомства. Что изменилось?

    Павел Выменец: В государственных органах идет сокращение управленческого звена, это общая тенденция. У нас реформа 2021 года не коснулась ни одного следственного отдела, оптимизировали только аппарат и отдельные службы. В частности, три транспортных управления - Южное, Московское межрегиональное и Северо-Западное - объединили в Западное межрегиональное следственное управление СК РФ на транспорте. Теперь всего три такие структуры на всю страну - Западное, Центральное и Восточное. В ведении Западного сегодня находится 51 регион, в том числе четыре новые российские территории. Но с учетом современных средств коммуникации никаких особых сложностей это не создает. Хотя до некоторых мест происшествий нашим следователям иногда приходится добираться сутками. В той же Мурманской области по земле доступны процентов тридцать побережья, остальное - только на вертолете

    Правоохранительные органы на транспорте изначально были выведены в отдельное направление, поскольку такими специфическими проблемами нужно заниматься углубленно. Некоторое время назад от нас забрали "обычные" преступления, совершаемые на транспорте, и оставили только вопросы безопасности движения и эксплуатации водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Потому что в расследовании для нас основная задача - разобраться, почему ЧП произошло, и, самое главное, принять меры, чтобы оно не повторилось.

    Вот, например. Сотрудник ГИМС возвращался со свадьбы с компанией и решил предложить спутникам покататься на служебном катере. Во время этой "прогулки" катер столкнулся с буем, погибли взрослый и ребенок, недавно виновный получил восемь лет колонии-поселения. Но, конечно, есть вопросы и к должностному лицу, которое пропустило коллегу на стоянку, и к начальнику, который дал на это разрешение. И тех, кто сделал данное преступление возможным, привлекли за халатность и за превышение должностных полномочий соответственно.

    Безопасность на воде - насколько сложный участок работы?

    Павел Выменец: В туристический сезон напряжение, конечно, возрастает. В этом году ЧП в Петербурге уже были - к счастью, без жертв. Но происшествий больше там, где больше корабликов. В Москву-реку, к примеру, маломерные суда не пускают, а у нас во время "Алых парусов" в Неве буквально столпотворение.

    В целом за предыдущие несколько лет в Петербурге нам удалось навести порядок в сфере эксплуатации маломерных судов, в первую очередь - оказывающих экскурсионные услуги. Раньше было практически нормой отсутствие спасательных жилетов, техосмотра - судовладельцам проще было заплатить небольшой штраф, чем вкладываться в безопасность. Однако когда в 2018-2020 годах мы стали массово возбуждать дела по статье 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и изымать суда, возвращая их только после приведения в надлежащее состояние, количество таких нарушений резко снизилось. Как следствие, сократилось количество происшествий и, главное, количество жертв.

    Опасно ли отсутствие спасжилета? В 2019 году в Финском заливе перевернулся частный катер. Рассчитан он был на восемь человек, но кататься отправились девять. Погиб именно тот, кому не хватило жилета.

    То есть 99 процентов транспортных происшествий - это человеческий фактор: "Вдруг прокатит?".

    Еще одна летняя проблема Петербурга - гидроциклы…

    Павел Выменец: Не так давно девушка взяла в Петербурге гидроцикл в аренду, не справилась с управлением и влетела в гранитную стену набережной. Ей причинен тяжкий вред здоровью, виновные лица будут установлены. Хотя вина самой пострадавшей тоже есть.

    На "большую воду" в Петербурге гидроциклам запрещено выходить, их ловят, штрафуют. Но в целом подобные правила устанавливаются законодательством регионов. В Москве, к примеру, прописаны даже правила дайвинга - хотя я дайверов в столице ни разу не видел.

    Зато сейчас дайвинг активно развивается в Мурманской области - в северных морях есть что посмотреть. И предприниматели активно собирают группы, при этом не думая о том, что у жаждущих подводных впечатлений может не быть необходимых навыков и квалификации.

    В этом году мы закончили дело о пропаже двух дайверов в Баренцевом море в 2019 году. В свое время они были в Египте, прошли там "курс" обучения, получили филькину грамоту. Предприниматель на основании этого "документа" допустил их к погружениям - тела до сих пор не найдены.

    Вообще в плане воды Мурманск - довольно тревожная зона, потому что очень быстро меняется погода. Некоторое время назад люди там отправились массово на лов трески - косяк подошел. Вдруг поднялся ветер, волна - погибли больше десяти человек. При этом их предупреждают о неблагоприятных погодных явлениях всеми способами. То есть опять человеческий фактор: "Вдруг прокатит?".

    Дела о транспортных происшествиях довольно долго расследуются. Почему?

    Павел Выменец: Как правило, требуется большое количество самых разных экспертиз.

    По факту столкновения катера марки с бетонной опорой Ольгинского моста в фарватере реки Великая города Пскова, которое произошло в августе 2015 года, расследование длилось восемь лет. Две пары - опять же, как водится, выпивши - отправились кататься на катере. На полном ходу они врезались в опору моста, обе женщины погибли. А мужчины, которые до этого были друзьями не разлей вода, стали показывать друг на друга: "Это он был за штурвалом". Ситуация патовая. Первого из обвиняемых суд оправдал, дело вернулось к нам. И пришлось по крупицам устанавливать истину, а ведь с момента происшествия прошло уже около трех лет.

    Один был в красной куртке - свидетель указывал, что красную куртку видел на пассажирском месте. Кровь на штурвале первого обвиняемого - как она туда попала? Спасателям пришлось освобождать зажатую ногу одного из пострадавших - кого именно? Характер травм на пассажирском месте и на месте водителя - они разные, но это потребовало очень сложной медицинской экспертизы. И так далее.

    Виновным оказался второй участник прогулки. Приговором суда ему назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы с выплатой моральной и материальной компенсации. И о дружбе, отрицая свою вину, он даже не вспомнил.

    Первопричина трагедий - люди не думают о последствиях?

    Павел Выменец: В первую очередь. Но есть и пробелы в законодательном регулировании. В 2020 году в Сыктывкаре граждане обратили внимание на то, что паромщик вышел на линию пьяным. Когда стали разбираться, оказалось, что он в таком состоянии каждый день. Более того, состоит на учете в местном наркологическом диспансере с диагнозом "алкоголизм". Однако если для пилотов или водителей наземного транспорта существует предрейсовое медосвидетельствование, то на воде, как оказалось, это никак не регламентировано. Существует только приказ 1975 года, про который уже никто не помнит.

    Мы вышли с инициативой в Минтранс России, сейчас урегулирование этого пробела проходит завершающую стадию.

    А в прошлом году в Петербурге появилась новая услуга: у стен Петропавловской крепости стали сдавать в аренду маленькие лодочки с мотором до 2,5 лошадиной силы. Формально они не подходят под критерии маломерных судов, то есть не регистрируются и не подлежат контролю. При этом коммерсанты не задумались о том, что рядом - судовой ход по Неве с большими кораблями и такие катания могут быть опасны. Я обратился к губернатору, и постановлением главы города оказание таких услуг было запрещено.

    Важный вопрос

    Попадают ли в поле вашего зрения экономические преступления?

    Павел Выменец: Пресловутый человеческий фактор можно найти везде. В Калининграде при выполнении гособоронзаказа закупили насосы для военных кораблей. Когда такой агрегат сломался, его отправили на завод для установления причины поломки. И оказалось, что это контрафакт, произведенный в одной из бывших советских республик. В погоне за прибылью люди не останавливаются ни перед чем: попытались сэкономить в свою пользу, а получили уголовное дело.

    Следователями 3-го отдела по расследованию особо важных дел Западного МСУТ СК России завершено расследование уголовного дела о реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта в Великом Устюге. В соответствии с проектом необходимо было применить песок определенной фракции, но подрядчик заменил ее на другую. Сэкономил около четырех миллионов рублей. Но теперь стоит вопрос о том, что все работы по контракту, который стоил около 70 миллионов рублей, не могут быть приняты. Кроме того, фигуранты дела пытались подкупить экспертов, которые проводили экспертизу. Данному факту дана правовая оценка, и уголовное дело также рассматривается в суде.

    Поделиться